на базе электронного документооборота

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

Эксплуатация систем электронного документооборота, основанных на информационных хранилищах, привела к пониманию, что в документах содержится неструктурированная информация, представляющая до 80% корпоративных знаний. При этом информационные хранилища выполняют преобразование скрытых знаний в явные, т.е. выявляют скрытые закономерности, характеризующие процесс управления организацией. Накопление ретроспективных данных (данных за прошлые годы) в информационных хранилищах снижает стоимость их хранения по сравнению с хранением в базах данных. Хранение в информационном хранилище аналитических данных способствует принятию обоснованных решений на их основе.

Возможность получения аналитических данных привело к появлению технологий управления знаниями, базирующихся на информационных хранилищах и алгоритмах управления деловыми процессами систем электронного документооборота. Произошла конвергенция двух направлений: обработки информации и знаний. Системы управления знаниями и базами знаний до этого существовали самостоятельно в силу специфического представления и назначения знаний. Появились предпосылки создания технологий интеллектуального анализа данных – BIS (Business Intelligence Services).

В контексте излагаемого знания – это интеграция идей, опыта, интуиции, мастерства, обладающая потенциалом для повышения ценности предприятия, его персонала, продукции и услуг в глазах потребителей, клиентов и акционеров благодаря принятию информационно – обоснованных решений и эффективному функционированию организации. Информационные хранилища имеют средства хранения знаний (скрытых закономерностей и зависимостей – аналитических данных), извлеченных из баз данных. Системы управления деловыми процессами Workflow обеспечивают автоматизацию выполнения бизнес-процессов и управление маршрутами движения документов и работ.

Управление знаниями подразумевает: идентификацию и анализ знаний, а также вытекающее из такого анализа планирование и управление действиями по созданию интеллектуального капитала для принятия решений, что обеспечивает достижение целей организации. Речь идет о реализации поговорки: «Знание – сила». Технологический процесс производства интеллектуального капитала заключается в преобразовании существующих в информации знаний в новые по форме и содержанию для использования их в системах поддержки принятия решений.

Некоторая часть таких преобразований может быть исполнена только людьми, другая – программными системами. Для создания технологий интеллектуального анализа данных к функциям электронного документооборота добавляются функции, свойственные именно управлению знаниями.



К традиционным функциям систем электронного документооборота относятся:

· библиотечные службы (хранение содержимого и атрибутов документов, регистрация изменений, обеспечение поиска, средства безопасности);

· управление деловыми процессами (разработка маршрутов движения документов, автоматизация выполнения бизнес-процессов, контроль исполнения документов);

· работа с составными документами (определение структуры, формирование содержания, опубликование);

· интеграция с внешними приложениями (офисными и предметными приложениями, электронной почтой).

К ним добавляются функции управления знаниями:

· автоматизация жизненного цикла документов;

· поддержка принятия решений.

Жизненный цикл представляет собой описание стадий использования документа в ходе делового процесса в целях управления этим процессом (история жизни документа). Для каждой стадии жизненного цикла указываются бизнес-процессы и критерии перехода документа из одной стадии в другую. Примерами стадий существования документа являются: создание документа, согласование, использование, редактирование, уничтожение, хранение в архиве и др.

Маршрут движения показывает кто, что, в каком порядке делает в процессе движения документа.

Заметим, что жизненный цикл документа и маршрут движения (workflow) – принципиально разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Например, на стадии жизненного цикла «согласование документа» могут применяться разные маршруты движения. В то же время в ходе исполнения единственного маршрута документ может пройти несколько стадий своего жизненного цикла.

BIS-технологии интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений реализуют модуль управления жизненным циклом документа и модуль поддержки принятия решений.

Модуль управления жизненным циклом документа содержит объекты и инструментальные средства, используемые для описания всех стадий жизненного цикла документа и управления его «взрослением», начиная с момента его создания, применения, устаревания до архивного хранения.

Модуль поддержки принятия решений реализует деловые интеллектуальные технологии получения аналитических данных, необходимых для принятия обоснованных решений. Они базируются на поиске и извлечении закономерностей и зависимостей данных в базе посредством методов построения деревьев решений, нейронных сетей, статистических методов, искусственного интеллекта, генетических алгоритмов, а также методов отображения полученных знаний. Смысл использования сложного анализа данных сводится к формулировке «получение новой информации из данных». Знания (аналитические данные), извлеченные посредством технологии BIS, хранятся в информационном хранилище.

Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают:

· извлечение и накопление информации из внешних источников (файл-серверов, серверов баз данных, почтовых систем, Web-серверов, принадлежащих различным информационным службам правительственных органов и даже конкурентам, доступным по интернету);

· анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответствия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных;

· формирование и предоставление интеллектуального капитала (аналитических данных) сотрудникам предприятия в нужное время в требуемом формате и в соответствии с их ролями и задачами в контексте бизнеса для принятия решений.

Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответствия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных означает сравнение:

· производственных мощностей конкурентов;

· финансовых возможностей;

· наличие складов;

· конкурентной способности продукции;

· других показателей для принятия решений в конкурентной борьбе.

Модуль поддержки принятия решений состоит из графического редактора, системы обеспечения жизненного цикла документов, инструментов извлечения аналитических данных, средств визуального программирования и др.

Для реализации большинства перечисленных функций разработаны специальные серверы, например, EDMS-сервер (Electronic Document Management System).

Использование технологий электронного документооборота и деловых интеллектуальных технологий выбора данных позволили создать подсистемы (предметные приложения) по следующим направлениям:

· маркетинг и сбыт продукции;

· управление качеством;

· управление исследованиями;

· управление финансовыми рисками;

· управление проектами и командами разработчиков и др.

Во всех перечисленных направлениях работ требуется сбор и анализ «внешней» информации, чтобы определить спрос, конкурентов, поставщиков, ресурсы, заказчиков, состояние исследований и новых разработок у конкурентов и т.д. Этим занимаются специальные службы организации.

В то же время модуль поддержки принятия решений позволяет получить требуемую информацию из внешних источников, сравнить ее с внутренней информацией организации (производственные мощности, финансовые возможности, наличие складов, конкурентная способность продукции и т.д.) и передать аналитическую информацию соответствующим службам для принятия обоснованных решений. Этим и объясняется расширение круга задач, решаемых с использованием технологий управления знаниями.

Автоматизация процессов сбора и распространения знаний внутри организаций позволяет глобальным компаниям значительно повышать конкурентоспособность и быстро извлекать выгоду из возможностей, предоставляемых рынком.

Заметим, что когда приближается технологический рубеж, т.е. исчерпываются возможности копирования чужих достижений, ключевую роль в повышении продуктивности начинают играть подлинные инновационные достижения. Для превращения идей в полезные продукты требуются люди с солидным высшим образованием и творческим потенциалом.

8.5. Технологии групповой работы

Для организации коллективной работы сотрудников разных подразделений организации были разработаны технологии обеспечения групповой работы. Они объединяют средства индивидуального и группового планирования заданий, предметных и офисных приложений, электронной почты, электронного документооборота, автоматизации деловых процессов, календарного планирования, что обеспечивает оптимальное использование людских, временных и информационных ресурсов организации. Технологии групповой работы ориентированы на технологии интранет/интернет.

Функции технологии обеспечения групповой работы реализуются посредством следующих программных модулей: универсальный почтовый ящик, электронная почта, персональный календарь, средство группового планирования, управление заданиями, последовательная маршрутизация, управление деловыми процессами.

Универсальный почтовый ящик (Universal in Box) для входящих сообщений собирает, фильтрует, сортирует, накапливает в иерархических папках все поступающие сообщения электронной почты, включая мультимедийные.

Электронная почта (e-mail) обеспечивает обмен сообщениями между сотрудниками независимо от их размещения в одном или разных зданиях.

Персональный календарь (Personal Calendar) является средством индивидуального планирования. Позволяет отслеживать личные и плановые встречи, собрания, другие производственные мероприятия.

Средство группового планирования (Group Sсhedules) обеспечивает планирование встреч, собраний, событий для пользователей, групп и ресурсов. Позволяет изменить расписание персональных календарей других сотрудников. Руководитель может просмотреть на экране календари нескольких сотрудников, обслуживаемых разными почтовыми отделениями с сохранением конфиденциальности, и внести в них изменения.

Управление заданиями (Task Managеment) позволяет выдать или откорректировать производственное задание сотрудникам, обслуживаемым одним или разными почтовыми отделениями. При этом в персональные календари будут внесены даты и приоритеты исполнения.

Последовательная маршрутизация (Serial Routing) дает возможность послать задания или сообщения конкретной группе сотрудников для поочередного прочтения и исполнения. Первый сотрудник, получив задание или сообщение, выполняет его, возвращает отметку о выполнении. Вслед за этим задание или сообщение автоматически маршрутизируется следующему по списку сотруднику.

Управление деловыми процессами состоит из нескольких крупных модулей, позволяющих:

· создавать базу карт деловых процессов, обеспечивать маршрутизацию электронных документов (модуль GroupWise Workflow);

· управлять и контролировать простые деловые процессы (модульGroupWise Workflow Discovery Edition);

· визуально представлять деловые процессы (модуль Visual Workflow for NetWare);

· визуально общаться посредством сервера деловых процессов (модуль Visual Workflow Server).

Концептуально основу системы групповой работы составляют домены, почтовые отделения и объекты, связанные в иерархическую структуру (рис. 8.4). Иерархическая структура позволяет создавать системы любых размеров и расширять их по мере необходимости. Например, можно начать построение системы, содержащей один домен и одно почтовое отделение. Постепенно можно увеличивать их количество в соответствие с развитием предприятия. Количество доменов в системе не ограничено.

Рис. 8.4.Концептуальная схема построения групповой работы

Домен – сервер, который содержит каталог доменов, каталог почтовых отделений, приложения Администратора, базы данных. Домены делятся на основные и вспомогательные.

Первым создается основной домен – Primary. Он – единственный в системе и управляет всеми остальными доменами, так как содержит каталог всех доменов. Приложения Администратора обеспечивают создание, конфигурирование, модификацию и уничтожение доменов, почтовых отделений, серверов сообщений и объектов. При этом все изменения автоматически производятся во всех доменах.

Почтовое отделение содержит средства электронной почты, ведения календаря, планирования, управления заданиями и данными.

Почтовый ящик представляет набор баз данных и каталогов, в которых помещаются сообщения и адресная информация.

Объектами в системе групповой работы являются пользователи, группы, ресурсы и псевдонимы.

Пользователь – любой сотрудник. Он имеет почтовый ящик в почтовом отделении и владеет инструментами индивидуального и группового планирования, электронной почтой, средствами электронного документооборота. Для него создается АДП-приложение (АДП-автоматизация деловых процессов).

Группа – пользователи отдела, подразделения или рабочей группы. Является объектами для группового планирования, управления заданиями, последовательной маршрутизации.

Ресурс – конференц-зал, видеомагнитофон, офисное и другое оборудование, которое может использоваться совместно пользователями, группами и псевдонимами.

Псевдоним – системное имя какого-либо объекта, например, sysop – системный оператор.

Для связи с другими локальными сетями и интернет используются шлюзы. Для этого добавляется сервер сообщений. Информация о шлюзах размещается в основном домене. Обмен сообщениями происходит через универсальный почтовый ящик.

Наиболее распространенными являются разработки фирм Novell GroupWise, Microsoft Exchange Schedule+, Lotus Notes и Lotus Organizer, GroupWare. Последние предназначены для организации коллективной работы небольших групп.


3155171620861923.html
3155252654014785.html
    PR.RU™