Практические рекомендации. Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к

Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к действиям. Кроме того, момент остановки дол­жен быть выбран очень точно, чтобы случайно не прервать ребенка, который начал рассказывать что-то очень для него важное. Jacobs и др. (1994) приводят семь ситуаций, в которых руководитель группы может прервать выступающего. Я добавила еще две ситуации, кото­рые часто встречаются при работе с детьми (два последних пункта).

OL

Ситуации, требующие использования приемов прерывания:

• Участник группы отходит от темы обсуждения.

• Комментарии не соответствуют целям группы.

• Ребенок говорит что-то ошибочное.

• Вы хотите переключить внимание участников на что-то дру­гое.

• Занятие заканчивается.

• Начинается спор между членами группы.

• Вы чувствуете, что группа устала.

• Один ребенок выносит моральное суждение по поводу по­ведения другого.

и*


t



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы 1$5



• Кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе. В момент прерывания не забудьте объяснить ребенку, почему вы это делаете. Это поможет ему понять, что произошло, не обидит его, и он не потеряет доверия к вам и к группе. Например:

Джереми, я вынуждена тебя остановить, потому что ты говоришь не по существу. У тебя есть что сказать по на­шей теме?

Жанна, давай остановимся на минутку. Мне кажется, что твои сведения о контроле над рождаемостью ошибочны, а нам нужна точная информация для того, чтобы осталь­ные могли обоснованно принять решения. Таня, я вынуждена тебя прервать, потому что время на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты на­шей сегодняшней работы.

Кармен, нам необходимо послушать остальных, пожалуй­ста, заканчивай.

Тоня, нас интересует, что Майкл чувствовал, а не то, прав он был или нет. Говорите мягко и доброжелательно, чтобы ребенок не подумал, будто вы сердитесь. Для робких и замкнутых детей необходимо некоторое время, прежде чем они смогут открыться в группе. По­этому не останавливайте их, если они делают замечания по су­ществу. Даже если такой ребенок начинает рассказывать исто­рии, перескакивать с темы на тему или монополизировать внимание, следует быть очень внимательными и осторожными. Вы можете ос­тановить его как раз в тот момент, когда он начнет рассказывать действительно важные для него вещи!

Вы должны знать, что вы будете делать сразу же после того, как остановите ребенка. Jacobs и др. (1994) предлагают четыре ва­рианта: (а) позволить ребенку, которого вы прервали, продол­жать говорить дальше, (б) передать слово другому, (в) сменить тему, (г) перейти к другому упражнению или другой части занятия. Когда мне приходится кого-то останавливать, я всегда вспоминаю случай, произошедший со мной во время путешествия по Англии. В Англии нет светофоров на перекрестках. Вместо этого там орга-


низовано круговое движение. Если вы не знаете заранее, куда вам надо свернуть, вы можете довольно долго двигаться по замкнуто­му кругу. И добавьте сюда левостороннее движение, к которому вы только-только стали привыкать! Прежде чем начать движение по кругу, вам необходимо решить, куда вы собираетесь сворачи­вать. Аналогично, если вы кого-то останавливаете, вы должны знать, для чего вы это делаете: собираетесь ли вы передать слово дру­гому, сменить тему или позволить прерванному ребенку продол­жать дальше.



Ниже приводится пример, в котором используются приемы управ­ления вниманием, однако условия, при которых необходимо исполь­зовать именно прерывание, возникают практически на каждом за­нятии, и вы можете к ним смело прибегать.

Пример____________________________________________

Тема данного упражнения — «За и против употребления лекарственных средств» — актуальна для детей от шестого класса истарше. Детям младшего возраста можно предложить обсудитьспособы выражения своей агрессивности.

1. На отдельных карточках напишите следующие инструкции:

• Уйти от темы.

• Давать оценку тому, что было сказано.

• Вступить в спор с остальными.

• Дать неверные сведения.

• Рассказать скучную историю.

2. Объясните, что упражнения должно продемонстрировать, как важ­но следовать теме и не тратить время впустую. Поэтому, если кто-то будет отклоняться от темы, вы будете останавливать его и просить вернуться к обсуждению.

3. Раздайте карточки трем или четырем детям и попросите их в процессе обсуждения делать то, что на них написано.

4. Начните обсуждение вопроса. (Например, кто-то может привес­ти аргумент за использование лекарств: «Вот у меня астма, и я пользуюсь ингалятором, без него у меня были бы сильные при­ступы»).


166Групповая работа с детьми и подростками

5. В процессе обсуждения дети начнут делать замечания не по существу. Используйте приемы остановки, чтобы вернуть об­суждение в нужное русло. Не забудьте доброжелательно объяснять им причину вашего поведения.

6. При обсуждении упражнения спросите детей, что они чувство­вали в момент, когда их прервали, что они чувствовали затем, когда им объяснили причину и попросили вернуться к теме или перейти к другой. В конце концов вы обнаружите, что дети тоже освоили приемы прерывания!

Литература

Carroll, М. R. (1985). Critical issues in group work in education: Now and 2001. Journal for Specialists in Group Work, 10(2), 98-102.

Dyer, W., &Vriend, J. (1980). Group counseling for personal mastery. New York: Sovereign.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R. L (1994). Group counseling: strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Trotzer, J. P. (1989). The counselor and the group (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.


3152444287325496.html
3152458215289070.html
    PR.RU™