Характеристика менеджмента как концепции рыночного управления на примере XX в.

Развитие управленческой мысли в России было замедленным в связи с замедленным развитие промышленного производства. Выдающимся достижением конца 19 века была разработка в 1860-70-х годах рационализации трудовых приемов, которая была предложена специалистами высшего Московского технического училища. Она получила первую премию на всемирной торговой выставке в Вене в 1873 году.

Развитие управленческой мысли в России происходило в 4 этапа:

1. 20-е годы 20-го века.

2. 30-50-е годы.

3. 60-70-е годы.

4. С 80-х годов 20-го века.

Первый этап отличался многообразием концепций, которые делят на две группы:

1. Организационно-технические:

- Концепция организационного управления (А.А. Богданов (Малиновский)) – разработаны основы новой науки – тектологии, которая стала всеобщей организационной наукой. Богданов обнаружил, что все процессы, протекающие в природе, обществе и человеческом мышлении имеют общее организационное начало. Это позволило ему разработать основные законы и принципы фирмы. Его учение дает общую картину фирмы мироздания, а его принципы равновесия и пропорциональности применяются при формировании системы планирования в фирмы и при разработке отдельных планов. Тектология дала толчок развитию современных наук – общая теория систем, кибернетика, теория катастроф и так далее.

- Концепция физиологического оптимизма (О.А. Ерманский) – стала основой науки об фирмы труда и управления. Ерманский считал одним из основных законов науки об фирмы труда и управлении – закон организационной системы, которая больше, чем арифметическая сумма свойств отдельных компонентов системы. Он разработал принцип физиологического оптимизма для оценки рациональности любой работы. Согласно принципу: критерием рациональности считается отношение полученного эффекта к израсходованной для этого эффекта энергии.

- Концепция узкой базы (А.К. Гастев) – согласно этой концепции всю работу по научной фирмы труда и управлению нужно начинать с отдельного человека. Он считал, что рабочего можно рассматривать как директора предприятия «станок», поэтому закономерности управления станком можно в дальнейшем распространить на предприятие и страну в целом. Кроме того, Гастев считал необходимым формирование трудовой культуры, социальных норм и нормативов. Элементами социальных норм он считал приветливость и такт в отношениях с другими людьми и умение работать в коллективе. Также Гастев считал необходимым развивать изобретательность работников, путем привлечения их к принятию управленческих решений и разъяснения им технологий выполнения работ.

- Концепция производственной трактовки управленческого процесса (Е.Ф. Розмирович) – согласно этой концепции управленческий процесс можно рассматривать как сугубо технический, элементами которого являются распорядительные, плановые, учетные и контролирующие действия. Для эффективности управления необходимо разработать и внедрить рациональное планирование, распределение обязанностей, контроля и так далее.



2. Социальные:

- Концепция организационной деятельности (П.М. Кержинцев (Лебедев)) – считал, что важнейшей функцией руководителя является подбор и расстановка кадров, планирование, учет, контроль, построение организационной структуры управления.

- Социально-трудовая концепция (Н.А. Витке) – считал, что основной задачей руководителя является формирование дружеских отношений в коллективе, так как руководитель должен быть не техником и технологом, а социальным строителем и вдохновителем для подчиненных. Витке был одним основоположников социальной инженерии. Он считал, что наука должна иметь два раздела: научная организация труда (которая определяет отношение людей на производстве) и научная организация производства (которая определяет рациональные приемы соединения рабочих с их орудиями труда).

- Концепция административной емкости (Ф.Р. Дунаевский) – согласно этой концепции каждый руководитель может управлять только ограниченным количеством подчиненных, которое не зависит от личных особенностей руководителя. Он первым указал, что в процессе роста фирмы увеличивается численность руководителей среднего уровня, что приводит к ухудшению процесса передачи информации и предложил меры борьбы с этим явлением.

В 1922 году была введена научно экономическая программа (НЭП), основными элементами которой являлись: замена продразверстки продналогом; передача малых предприятий в аренду частному капиталу; создание предприятий со смешанной формой собственности. К концу 20-х она была свернута.

В 1929 году был взят курс на индустриализацию, целью которой было создание мощной отечественной тяжелой промышленности для обеспечения экономической независимости и обороноспособности страны.

На протяжении XX века менеджмент выступал в роли дисциплины, организующей экономическую деятельность. Непрерывный поиск более эффективных форм управления организациями формировал направление экономической эволюции. По мере накопления и практического закрепления знаний происходило формирование принципов эффективного руководства. В условиях современного индустриального роста впервые эти принципы были сформулированы классиками теории управления: Ф.Тейлором, А.Файолем, Г.Эмерсоном.




Заключение.

Управление – важнейшая деятельность, без которой экономика в принципе не может существовать. Деятельность любого предприятия требует управления. Без него невозможно не только функционирование и развитие компании, но и существование в принципе.

Ныне под управлением понимается совокупность процессов, которые обеспечивают поддержание системы в заданном состоянии или даже перевод этой системы в новое состояние. Осуществляется управление путем выработки и реализации целенаправленных воздействий.

Разработка таких воздействий (по сути решений) включает сбор необходимой информации, ее анализ, выработку альтернатив и выбор верного решения. Управляющее воздействие – это воздействие на объект управления. Управляющее воздействие всегда имеет цель и направлено на ее достижение.

В данной курсовой работе было рассмотрено, что такое социально-экономическая система.

Итак, большинство ученых дают такое понятие: социально-экономическая система - это феномен жизни общества, определяющий своеобразную «систему координат», в котором общество существует и функционирует.

Понятие системы широко распространено в научной литературе современности. Это связано с тем, что в объективном мире многие явления предстают перед нами именно в виде систем, то есть совокупности взаимосвязанных элементов. В теории систем понятие «система» является основополагающим и рассматривается в качестве теоретической основы для описания общих взаимосвязей объективной реальности.

Менеджмент – это управление социально-экономическими и социально-техническими системами с целью получения конкретного результата.

Методы и техники, с помощью которых реализуются специфические функции менеджмента, служат базой профессиональной деятельности любого менеджера.

В научной литературе за всю историю менеджмента выделяли 4 основные концепции управления, которые имеют огромное значение для развития науки и практики. Итак, концепции носят следующие названия: научная, административная, психолого-отношенческая, поведенческая.

Главная задача менеджеров - это эффективное использование и координация всех ресурсов фирмы (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Системно-интегративная природа управления определяет необходимость системного подхода как к его исследованию (познавательная деятельность), так и к практической организации самого процесса управления (деятельность по преобразованию управляемого объекта).


Список литературы.

1. Алиев, В.Г. Теория организации: Учебник. / В.Г. Алиев - Москва: Изд-во Экономика 2007. - 431 с.

2. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. / М Альберт, М.Х. Мескон, Ф Хедоури - Москва: Изд-во Вильямс, 2008. - 672с.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.

4. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев – М.:ИНФРА-М, 2011. – 672 с.

5. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций: Учеб. пособие. – М.: МЗ Пресс, 2013. – 182 с.

6. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов - Москва: Изд-во Экономистъ, 2008. - 670с .

7. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/Н.М. Воловская – 3-е изд., доп. – М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. – 256 с.

8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 238с.

9. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

10. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с.

11. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.

12. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. / Б.З. Мильнер - Москва: Изд-во Инфра-М, 2008. - 864 с.

13. Райченко, А.В. Общий менеджмент: Учебник. / А.В. Райченко - Москва: Изд-во Инфра-М, 2009. - 384 с.

14. Рогожин, С.В. и Рогожина, Т.В. Теория организации: Учебник. / С.В. Рогожин и Т.В.Рогожина - Москва: Изд-во Экзамен 2008. - 427 с.

15. Рощин С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.:ИНФРА-М, 2014.- 400 с.

16. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. А.В. Морозова. – М.: Академия, 2012. – 331 с.

17. Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. Ялта, 2013. 231 с.


3151606763461219.html
3151658627758054.html
    PR.RU™